19 сентября 2010 г.

За угон - на каторгу!

Угнать за 60 секунд

Два события заставили нас обратиться к теме, на первый взгляд не слишком обсуждаемой. На прошлой неделе ленты информагентств сообщили об очередном угоне в Москве сразу двух дорогих иномарок, общей стоимостью 5 млн рублей.

Трудно сказать, чем уж именно эти факты так привлекли коллег-информационщиков, ведь угоны транспорта в России превратились в бизнес, к тому же прибыльный и довольно-таки безопасный. Ежегодно в той же Москве угоняется до 40 тысяч автомашин. А по России в год владельцы лишаются свыше 100 тыс. единиц транспорта. Всего же в розыске числится около 2 млн. Ущерб от угонов оценивается в десятки миллиардов рублей ежегодно. При этом моральный урон - не в счет. Страховые компании выплачивают по 5-6 млрд рублей в качестве компенсаций за угнанные автомобили. Однако далеко не все российские автовладельцы могут позволить себе недешевую страховку от угона. И пока сохранность движимого имущества большинства граждан России не гарантирована ничем, даже Уголовным кодексом, и зависит от пристрастий угонщиков и их клиентов.

Сейчас угонщик в зависимости от состава преступления может быть наказан по трем статьям УК: 158 (кража), 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), 330 (самоуправство). Для того чтобы посадить за кражу, нужно ее доказать. А пойманный даже с поличным преступник говорит, что взял машину просто покататься, и может отделаться штрафом, в крайнем случае условным либо небольшим сроком. Этим и заканчивается свыше половины уголовных дел по угонам.

Безнаказанность плодит не только угонщиков. Она порождает милицейское "крышевание", коррупцию при постановке на учет угнанных авто, словом - целую бизнес-цепочку, в которой задействованы сотрудники милиции, которая вот-вот должна быть реформирована и превратиться в полицию.

Исправить очевидный правовой изъян пытались многие. Первый мэр Москвы Гавриил Попов предлагал любого, севшего за руль чужого автомобиля без разрешения владельца, сажать на 15 лет. С тех пор в Госдуму неоднократно вносились соответствующие законопроекты. Последний в 2009 году предложила группа авторов, среди которых экс-глава ГИБДД Владимир Федоров. А чуть раньше, в 2008-м, аналогичный законопроект внесли коммунисты. Суть предложений сводится к тому, чтобы любой угон считать кражей и карать тюремным сроком. А при наличии отягчающих обстоятельств - сажать на 12-15 лет. Но воз и ныне там.

А между тем издревле на Руси кража лошади - нередко основного средства производства и источника дохода - считалась самым тяжким преступлением, наряду с убийством и кражей из церкви. Один из памятников древнерусского права - средневековая Псковская судная грамота - предусматривала смертную казнь за конокрадство. В более позднее время - в XIX веке за кражу лошади ссылали на каторгу - в Сибирь. Однако, как видим, с тех пор законодательство претерпело некоторые изменения.

И вот на завершившемся в Москве автосалоне была предпринята очередная попытка восстановить здравый смысл. 120 фирм и компаний, среди которых Комитет по защите прав автовладельцев и Объединение автопроизводителей России, обратились к президенту России с открытым письмом. "Мы считаем, что сложившаяся на сегодняшний день практика определения ответственности за угон автотранспорта ставит угонщика и честного гражданина РФ в неравное положение. Невероятно, но преимущество имеет угонщик. Так, если у гражданина РФ угнали (украли) автомобиль, то он единовременно лишается большой части своих трудовых доходов, средства производства, качества жизни, а иногда и средств к содержанию своей семьи, ему наносится глубокий моральный вред. Пойманный же с большим трудом угонщик в большинстве случаев может отделаться "легким испугом".

"Мы очень надеемся, - обращаются подписанты к главе государства, - что Вы присоединитесь к нам и именно Ваш голос изменит баланс сил между вором и честным российским гражданином в пользу российского гражданина". Вряд ли кто-то в здравом уме не согласится поставить подпись под этим письмом. Тогда в чем же проблема? Почему бы Госдуме, которая собирается на очередную осеннюю сессию, не рассмотреть этот вопрос как первоочередной? При этом она защитит не только владельцев "Калин" и "УАЗов", но и депутатов, разъезжающих на "Майбахах" и "Ламборджини". Ведь перед угонщиком все равны.
Михаил МОРОЗОВ Трибуна, 9 сентября 2010 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий