Правительство предлагает включить транспортный налог в бензин
Эксперты предполагают подорожание топлива на 0,6 - 1,5 рубля за литр
Один из вариантов восстановления Дорожного фонда, озвученный сегодня правительством России, - отмена транспортного налога и компенсация последующих потерь бюджета за счет роста акцизов на бензин в 2 раза. Пока Министерство финансов просчитывает варианты, эксперты делятся своими предположениями о том, как сильно подорожает бензин.
По словам вице-премьера Сергея Иванова, правительство может с 2011 года вообще отменить транспортный налог. "Правительством предусмотрены целевые поступления от повышения акцизов на нефтепродукты, что является мировой практикой, а также введение платы за проезд по автодорогам для автотранспортных средств весом более 12 тонн", - цитирует "Финмаркет" слова Иванова.
Как сообщал RB.ru, на прошлой неделе правительство приняло решение о создании бюджетного фонда для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог.
Минтранс предлагает увеличить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, после чего 50% доходов от их увеличения концентрировать в федеральной части дорожного фонда. А глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что возможности фонда могут быть повышены и за счет других источников.
Налог растворят в бензине
Министерство финансов по поручению правительства уже просчитывает возможность отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), заявил "Финмаркету" начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина РФ Алексей Сорокин.
"Действительно, вопрос рассматривается. Есть соответствующее поручение правительства РФ по итогам заседания 20 мая, где обсуждался вопрос создания Дорожного фонда, и в качестве одного из источников пополнения фонда предлагалось за счет увеличения акцизов на ГСМ отменить транспортный налог", - сказал он.
В настоящее время министерство рассчитывает возможные потери для бюджета от отмены налога и размера повышения акцизов для компенсации этих потерь, а также того, каким образом данное решение может отразиться на потребителях.
"Вопрос, в частности, в том, сколько это будет стоить для потребителя, потому что если транспортный налог у нас маневренный в отношении ставок и льгот, то в отношении акцизов на ГСМ - если повысят, то уже никто льгот не получит", - сказал Алексей Сорокин.
По предварительной информации, для компенсации отмены транспортного налога может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в 2 раза. "Мы получили информацию, чтобы компенсировать налог, поскольку акциз есть как положительный, так и отрицательный, то в среднем в 2 раза может вырасти ГСМ", - сказал Алексей Сорокин, подчеркнув, что данные цифры не окончательные и еще подлежат дальнейшему расчету.
Нелогичная логика
По мнению ректора учебного центра "Финам" Ярослава Кабакова, здравое зерно в данном налоге есть. "Все-таки логично, чтобы те, кто больше ездит, платили за ремонт дорог больше, чем те, у кого машина стоит в гараже, заявил он в разговоре с RB.ru. - К тому же, данный налог гораздо легче собирать, чем транспортный, а значит больше денег в итоге дойдут до дорог, а не будут потрачены на само собирание налога. Тем не менее, мы считаем, что закон еще очень сырой и имеет много узких мест".
В частности, при реализации предлагаемой схемы, теперь за ремонт дорог придется платить и тем, кто покупает топливо для дизель-генераторов, моторных лодок и вообще бытовых целей, например для отопления или в качестве растворителя. Пока экспертные оценки колеблются в размере 0,6 - 1,5 рубля на литр плюс к нынешней цене топлива, но они чисто умозрительны и размер налога может существенно отклониться от этих предположений, говорит эксперт.
"Конечно, расходы тех, кто активно ездит, возрастут, но, в отличие от нынешнего налога, сумма будет уплачиваться не одноразово, а распределена на весь год по мере заправки автомобиля, - поясняет Ярослав Кабаков. - На текущий момент доля налогов в стоимости моторного топлива в России составляет около 45-50%". Причем, по данным Минэнерго, в нашей стране в настоящее время одни из самых низких очищенных от косвенных налогов цен на моторные виды топлива в мире. Более низкие цены на топливо наблюдаются только в странах с прямым регулированием цен - речь идет, прежде всего, о таких нефтедобывающих государствах, как Иран, Венесуэла и проч.
"На относительно низкую долю налогов в моторном топливе, очевидно, и ориентируются законодатели, предлагая включить транспортный налог в его розничную стоимость", - резюмировал эксперт.
Тонкий расчет
Пока потери для бюджета считает Минфин, RB.ru решил поискать выгоду от нововведения. Например, у нас есть автомобиль мощностью до 100 л.с. Налог с такого авто менее 700 рублей. Если в год проезжать, допустим, 20 000 км со средним расходом 10 л на 100 км, то в год придется заправить 2000 литров.
Если предположить, что налог составит 1 рубль с литра, то "налог" равен 2000 рублей. А если акциз, как предполагают власти, будет увеличен в два раза, то бензин подорожает на 4 рубля (акциз на бензин с октановым числом выше "80" составляет 3 992 рубля - прим. ред.). И тогда с каждого литра в бюджет пойдет 4 рубля, то есть 8000 рублей. Конечно, все эти расчеты носят, скорее предположительный характер, но если все будет так, как мы считаем, то при самом негативном раскладе автолюбитель заплатит в бюджет в 10 раз больше.
Как напомнил Ярослав Кабаков, доля автовладельцев около 20% населения. "Расчет будет скорее идти от того, сколько бензина в стране продается и сколько нужно на содержание дорог, - предполагает он. - Так что даже для тех, кто активно ездит, стоимость налога, вероятно, вырастет не более, чем вдвое. Также закон будет стимулировать переход на более экономичные модели".
У правительства нет задачи заставить людей меньше пользоваться автотранспортом, хотя определенная логика в таком подходе также существует. Однако, курс правительства скорее наоборот, на всеобщую автомобилизацию, даже в ущерб общественному транспорту, что отчасти связано со стремлением поддержать отечественный автопром, считает эксперт.
Андрей Курцев, опубликовано: 28.05.2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий