6 июля 2010 г.

Автострах по Дарвину

По Дарвину

Если на рынке автокредитов резко возросший спрос привел к оживлению, то об автостраховании такого не скажешь. В 2009 году из всех видов страховых премий выросло только высокоубыточное ОСАГО (6,7% к уровню 2008 года, в СФО — +9%), но и это объясняется главным образом повышением тарифов и банкротством любителей демпинга — число заключенных договоров, по данным Федеральной службы страхового надзора, сократилось за прошлый год на 4,2%, зато средняя стоимость страхового полиса увеличилась на 11,4%, до 2,4 тыс. рублей. В то же время объемы каско, по разным оценкам, сократились на 19–20,5%, и в текущем году многие участники рынка ожидают дальнейшего сокращения этого сегмента на 5–15%.

Позитива мало

По крайней мере, в первом квартале 2010 года все прошлогодние негативные тенденции в этом сегменте сохранились. «В текущем году рынок страхования средств автотранспорта демонстрирует предсказуемое поведение. Объем страховых премий в этом сегменте сократился более чем на 20 процентов, — рассказывает Марина Гуляева, начальник отдела маркетинга Департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия». — За этот период операторами рынка собрано 28,4 миллиарда рублей, выплачено — 25,6 миллиарда. Рост уровня выплат по этому виду страхования в отчетном периоде составил 90,35 процента. По данным ФССН, в первом квартале 2010 года у 88 операторов рынка уровень выплат превысил 100 процентов, и каждый третий страховщик, входящий в ТОР-30, выплатил по каско больше, чем заработал».

Затянувшийся кризис закономерно приводит к уходу с рынка недобросовестных и просто слабых игроков. Отсутствие достаточных резервов, игры в демпинг, несоразмерно высокие комиссии автосалонам (известны случаи, когда посредники получали до 30–50% от суммы собранных премий), неразвитость собственных каналов продаж привели и еще приведут к банкротству многих страховых компаний. По прогнозу «Эксперт РА», в этом году рынок автокаско могут покинуть более четверти страховщиков, в том числе из TOP-50 компаний.

В этих условиях в обоих сегментах автострахования отмечается растущая концентрация рынка. В 2009 году 10 лидеров в сфере ОСАГО собрали 64,8% страховых премий (против 60,7% годом ранее). В сегменте каско по итогам первого квартала 2010 года в портфелях десяти страховщиков сосредоточены более 67% сборов. Очевидно, этот тренд сохранится по крайней мере до конца года. «Концентрация рынка говорит о более тщательном и продуманном подходе к выбору страхового партнера, как со стороны прямых клиентов, так и со стороны финансовых посредников», — считает Марина Гуляева.

«Страховщики, не исполняющие свои обязательства перед клиентами и партнерами в силу проблем с резервами, остаются не у дел, — отмечает Сергей Шендрик, управляющий продуктом по региональным филиалам Управления автострахования «РЕСО-Гарантия». — Наиболее надежные компании, наоборот, увеличивают свою долю рынка».

Это не значит, что крупным страховщикам все дается легко. По-прежнему актуальной остается проблема адекватного ценообразования и поддержания ликвидности. В 2009 году демпинга не избежали даже крупнейшие страховые компании. Тарифы вслед за ростом выплат начали подниматься только осенью 2009 года и продолжают расти.

«Несмотря на поддержку со стороны государства в виде субсидирования кредитов и программы утилизации старых автомобилей, недобор страховых премий и продолжающийся по сей день рост стоимости запасных частей и ремонтных услуг спровоцировали резкий рост как средней суммы, так и количества выплат, что привело к дисбалансу сумм выплат и премий, — говорит Марина Гуляева. — Поэтому с начала года наша компания уделяла особое внимание корректировке и доработке правил и тарифной политики по уже имеющимся продуктам и программам. Только после этого мы приступили к разработке новых продуктов. В частности, уже в ближайшее время планируется запуск новой, перспективной, на наш взгляд, программы страхования, рассчитанной на автовладельцев, уверенных в своем мастерстве вождения».

Продуктовый набор

Многие компании делают ставку на разработку новых страховых продуктов, позволяющих сократить стоимость полиса и размер выплат. В частности, все большую популярность приобретают продукты, содержащие различные виды франшизы («скрытая», «персональная», франшиза, применяемая со второго страхового случая) и неполное покрытие по рискам (например, защита только от угона и гибели машины).

Повышается внимание к сопутствующему сервису. «Общая направленность изменений в 2010 году — расширение пакета и географии сервисных услуг, — комментирует Сергей Шендрик. — В частности, уже сегодня у нас есть во многом уникальные для российского рынка предложения — возможность ремонта авто на СТО клиента, выплаты по добровольному страхованию гражданской ответственности (ДГО) без учета износа. С конца 2009 года мы начали активно продвигать в регионы пакет сервисных услуг «РЕСОавто-Помощь», включающий выезд аварийного комиссара на место ДТП, эвакуацию автомобиля при необходимости, техпомощь на дороге и выезд скорой медицинской помощи. По-новому предстоит выстраивать компаниям отношения с банками и автодилерами. «В качестве одной из составляющих программы поддержки бизнеса компании со стороны акционера уже в ближайшее время планируется размещение на депозитах банков-партнеров 750 миллионов рублей под обеспечение встречного бизнеса», — рассказывает Марина Гуляева.

И все же нет худа без добра. Очень многие эксперты полагают, что такая мощная встряска в итоге приведет к оздоровлению рынка, уходу с него слабых и недобросовестных игроков. Даже несмотря на пессимистичные прогнозы этого года, автострахование (особенно на фоне других сегментов страхового рынка) остается весьма привлекательным для страховщиков.

В обзоре «Эксперта РА» особо отмечено, что некоторые компании даже в кризисном 2009 году отметили рост спроса на страхование подержанных автомобилей. Таким образом автовладельцы стремились зафиксировать свои расходы на возможный ремонт. «В 2009 году наиболее востребованными продуктами были ОСАГО, каско, а также страхование недвижимости — домов, дач, квартир населения. Мы ожидаем их дальнейшего роста и в 2010 году, наряду со страхованием жизни», — говорит Алексей Зубец, руководитель центра стратегических исследований компании «Росгосстрах».

«Потенциал развития автострахования в России исключительно велик, — полагает Сергей Шендрик. — В частности, представляется весьма интересным добровольное страхование ответственности владельцев автотранспорта (ДГО).

Этот вид сейчас и на видимую перспективу является тем самым спасательным кругом как для страхователя, который заинтересован получить страховую защиту на высоком уровне, так и для страховщика, получающего интересный бизнес. Например, разработанный нами полис «ДГО без износа» не только увеличивает лимит ответственности до 300 тысяч, 600 тысяч, 1 миллиона рублей и более, но и позволяет не учитывать износ поврежденных деталей, а это огромное преимущество по сравнению с ОСАГО! Уже сейчас в Москве и Подмосковье наш полис ДГО есть у 40 процентов наших клиентов по ОСАГО, и мы считаем вполне реальной задачу добиться, чтобы он был не менее, чем у 80 процентов автовладельцев».
Эльмира ВЕСЕЛОВА, автор «Эксперт Сибирь» Эксперт-Сибирь, 5 июля 2010 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий