11 марта 2012 г.

Реформа техосмотра

Рекомендуется просмотреть материал непосредственно на сайте
http://avtoctrax.blogspot.com/2012/03/blog-post_6680.html

Реформа техосмотра - и один в поле воин

Система отъема денег у населения, прикрываемая платой за техосмотр, складывалась десятилетиями и работала, с точки зрения кормящихся с нее «бизнесменов», безупречно: желая сэкономить и время, и нервы, две трети российских автолюбителей предпочитали расстаться с деньгами (3 - 7 тыс. рублей), не проходя техосмотр. Зная, что по дорогам России колесит более 40 миллионов автомобилей, легко посчитать, какой денежный поток перекрыла реформа системы техосмотра.

С 1 января 2012 года с вступлением в силу нового закона о ТО на этом рынке развернулась нешуточная борьба.

С одной стороны баррикад - «старые» операторы ТО, которые не могут смириться с потерей былых прибылей. Очевидно, что закон писался не под них и не под страховщиков, а в интересах автовладельцев, чтобы они могли проходить диагностику по госцене. «Мастодонты ТО» очень бы хотели, чтобы закон отменили и все вернули назад - как было раньше, когда за отсутствие талона ТО полагался штраф, который взимал представитель ГИБДД, а владелец пункта ТО мог состричь с любого из нас несколько тысяч - просто так, за кусочек ламинированной бумаги размером с сигаретную пачку.

По другую сторону волей-неволей оказались страховые компании, на которые была возложена несвойственная им дополнительная функция по контролю за прохождением ТО в рамках заключения договоров ОСАГО.

Увы, но большинство страховщиков оказались не готовы ни к противостоянию с противниками реформы, ни к построению новой системы прохождения ТО. И, видимо, от растерянности страховые компании перессорились и ополчились на РОСГОССТРАХ, который в силу масштаба (42% рынка ОСАГО, то есть примерно 14 миллионов автовладельцев) не мог не взять на себя ответственность за разработку и внедрение новых способов работы в рамках реформы ТО. В результате РОСГОССТРАХ оказался, по сути, единственным, кто подготовился к реформе. С первого рабочего дня нового года страховщик начал обслуживать клиентов по новым правилам, предлагая им перед покупкой полиса ОСАГО заключить договор, по которому автовладельцы давали обязательство пройти ТО в одном из пунктов операторов-партнеров.

Понятно, что большинство страховщиков, которые не успели построить удобную для своих клиентов модель обслуживания в новых условиях, испугались оттока клиентов в результате возросшей конкуренции и пустились во все тяжкие - кто-то стал продавать полисы ОСАГО, полностью игнорируя новый закон о ТО, кто-то оформлял полисы задним числом.

Ситуация осложнилась еще и тем, что в старой, коррумпированной системе ТО функционировали всего 2500 пунктов инструментального контроля (ПИК) по всей стране. Понятно, что если ТО реально, по статистике, проходило не более 30% от всех автомобилистов, то и такого количество ПИКов хватало, хотя даже тогда были безумные очереди, которые мы все прекрасно помним. Но что делать, если число приехавших на техосмотр по госцене вырастает в ходе реформы в три раза? Очевидно, должно открыться еще как минимум 5000 - 7000 пунктов, иначе прохождение ТО будет организационно невозможно.

Сейчас Российским союзом автостраховщиков аккредитовано за 2 месяца более 350 новых операторов ТО. Процесс идет, но медленнее, чем хотелось бы.

Естественно, что отсутствие нужного количества ПИКов, готовых обслуживать клиентов по госценам, озаботило страховщиков, и в первую очередь РОСГОССТРАХ. Ведь в компанию приходят около 50 тысяч человек в день за полисами ОСАГО, и отказать им - означает обречь миллионы автовладельцев на отсутствие страховой защиты на дороге и сорвать выполнение закона об ОСАГО.

К запуску закона о ТО в Росгосстрахе тщательно готовились и призывали к этому коллег по индустрии. Сегодня в компании реализуют модель обслуживания клиентов в новых условиях, которая сейчас действует по всей стране и позволяет хоть как-то нивелировать недостаточное количество ПИКов за счет перераспределения функций в рамках процедуры ТО. Компания заключила партнерские соглашения более чем с 500 операторами ТО по всей стране и перед продажей полиса ОСАГО берет с клиента письменное обязательство, что тот пройдет техосмотр (согласно закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ, часть 2, ст. 16 - автовладелец несет ответственность за исправность своего транспортного средства), но в удобное ему время в одном из партнеров-операторов ТО по выбору до даты вступления полиса ОСАГО в силу. От оператора же требуется открыть пункты ТО в удобном месте и обслуживать клиентов строго по госценам.

Более того, поскольку в случае очередей в рекомендованных ПИКах клиенты могут оказаться недовольны и страховщиком, который их туда направил, было принято решение часть работы взять на себя. То есть по договору с оператором ТО сотрудники компании стали предзаполнять бланки талонов ТО, занося туда информацию, по сути идентичную той, которая содержится в полисе ОСАГО. Раньше время выписывания полиса ОСАГО составляло 7 минут, а время прохождения ТО - более 30 минут, что могло привести к очередям в ПИКах. Теперь на выписывание полиса с предзаполнением бланка ТО уходит 15 - 20 минут, а оператор техосмотра, освобожденный от бумажной работы, может провести диагностику за 20 минут. То есть узкое бутылочное горлышко удалось расширить до широкого туннеля. Резко упала и цена вопроса: до 420, а в некоторых регионах и до 290 рублей. И это безусловный успех реформы ТО!

Но все равно операторов, готовых работать по госценам, не хватает. Поэтому надежда только на то, что их количество при поддержке местных властей будет расти, особенно за счет малого и среднего бизнеса. Ведь оборудование для пункта ТО стоит теперь не более 200 000 рублей - открыть свое дело стало весьма доступно. И пункты ТО появятся в каждом гаражном кооперативе, что усилит конкуренцию, приведет к исчезновению очередей.

В результате реформы ТО и внедрения росгосстраховской модели, которую начали использовать и другие страховщики, жизнь простых автомобилистов очевидно улучшилась - придя за полисом ОСАГО в страховую компанию, клиент сразу получает и полис, и направление на техосмотр, который может пройти в удобное для него время, и ему больше не надо возвращаться к страховщику, что экономит время.

Получается что формальная юридическая сторона соблюдена, клиенты довольны тем, что комфортно проходят техосмотр в среднем по стране за 400 с небольшим рублей, а добросовестные операторы ТО, готовые работать с клиентами страховых компаний по госрасценкам, получают стабильный поток клиентов.

Так или иначе, но период монополизации рынка технического осмотра в России безвозвратно уходит в прошлое, и важно не допустить его появления в любой форме. Об этом говорил и глава Правительства РФ во время посещения одного из центров техосмотра и встречи с автолюбителями. Он, в частности, подчеркнул, что новая процедура прохождения ТО - «это, в общем и целом, хороший шаг вперед».

Новый закон делает жизнь автомобилистов комфортнее, сберегает наши деньги. Однако в силу того, что принимался он в очень сжатые сроки, а также испытывает противодействие со стороны старой системы, необходимо время, чтобы закон заработал в полную силу и с максимальной эффективностью. Да и корректировки все равно потребуются. Позитивным является то, что ключевая проблема реализации закона на сегодняшний день - отсутствие необходимого количества пунктов техосмотра - временная. Как только их количество станет больше 7000 - 9000, все проблемы и временные модели работы навсегда уйдут в прошлое. Такую задачу невозможно решить за несколько месяцев, но будем надеяться, что года на это хватит. Главное, что закон, похоже, позволяет решить эту задачу эффективно.

Дословно

Данил Хачатуров, президент Группы компаний РОСГОССТРАХ: «Для нас самое главное - это чтобы наши 14 млн. клиентов по ОСАГО, которым мы обеспечиваем страховую защиту, были довольны нашим сервисом, в рамках которого мы не только заключаем договоры страхования и гарантированно осуществляем выплаты по своим обязательствам, но с нового года еще и консультируем клиентов в отношении правильного прохождения техосмотра. Мы заключаем и будем заключать договоры с операторами ТО по всей стране для обслуживания наших клиентов. И чем больше будет новых операторов ТО, тем лучше».

В соответствии с постановлением правительства № 999 от 5.12.2011, с 1 апреля операторы ТО не имеют права выдавать государственные талоны техосмотра (так называемые «синие» талоны ТО). Выданные до 31 марта включительно «синие» талоны будут действительны до момента следующего ТО.

С 1.04.2012 проходящим ТО автовладельцам будут выдаваться только талоны нового образца («зеленые»).

НА заметку

Пресс-служба РСА: «Тема технического осмотра транспортных средств на сегодняшний день является особенно актуальной, поскольку данный вопрос затрагивает интересы автовладельцев по всей России. Согласно закону о техосмотре Российскому союзу автостраховщиков поручено выполнять ряд важных функций по организации системы технического осмотра, в том числе по аккредитации операторов ТО, а также по организации обеспечения операторов ТО бланками талонов технического осмотра. На сегодняшний день в Реестр пунктов инструментального контроля внесена 2041 организация. В 2012 году аккредитацию РСА получили 344 новых оператора технического осмотра.

Для обеспечения операторов ТО бланками талонов РСА заключил 633 трехсторонних договора с операторами ТО и Гознаком, по которым произведено 9 464 800 бланков ТО.

Каждую неделю мы проводим семинары для владельцев малого и среднего бизнеса, желающих получить аккредитацию. Кроме того, РСА осуществляет постоянный мониторинг ситуации в регионах и оперативно реагирует на все возникающие проблемы. Первые результаты работы показывают, что созданная модель эффективна и решает задачи, которые были поставлены перед профессиональным сообществом при ее разработке».

Комсомольская правда-Воронеж, 2 марта 2012 г.















































Комментариев нет:

Отправить комментарий